Категория: о коммунизме

продолжение

Партия и диктатура пролетариата
Пролетариат для завоевания главенствующего положения в обществе должен быть объединен, причем не только формально, но и  идейно. Поскольку  состав пролетариата переменен, с изменением обстоятельств – само понятие пролетариат расплывчато. Для объединения необходим авангард, сохраняющий идейное единство независимо от обстоятельств. Благодаря этому авангарду формируется и формальное единство. Такой авангард при  документальном оформлении  называется партией. Партия необходима для сплочения и организации пролетариата и, тем более, для обретения пролетариатом властных полномочий — диктатуры пролетариата.   
Без партии и диктатура пролетариата превратится в диктатуру какой либо из групп того же пролетариата, а с естественным возникновением взаимных противоречий, и вовсе диктатура будет утрачена. 
Главное в диктатуре пролетариата независимо от её формы — это недопущение к участию в формировании представительных органов власти  чиновников и представителей эксплуатирующих классов. Этим гарантируется направление действий исполнительной власти  в пролетарских интересах.
Партия является вдохновляющей и направляющей силой пролетариата и его органов, однако членство в партии не ограничено социальным положением и происхождением. Соответственно  возможно проникновение в партию неустойчивых и чуждых элементов. Наличие диктатуры пролетариата не позволяет этим элементам получить доступ к участию во власти кроме чиновных  должностей в исполнительных структурах. Задача партии подготовка, образование экономическое, политическое и идеологическое, представителей пролетариата в своих рядах и рекомендации их в органы власти. Политика диктатуры пролетариата в форме Советов определяется составом этих Советов, который определяется интенсивностью и эффективностью работы партийных организаций. Поскольку партия реализует свою программу через диктатуру пролетариата, она обязаны вести всеобъемлющую теоретическую работу., чтобы действительно быть авторитетной направляющей силой диктатуры. Партия не подменяет диктатуру пролетариата, а  живет и действует в ней, и это самая благоприятная среда для коммунистической партии. Практическая работа коммунистов в среде пролетариата не позволит произойти отрыву партии от нужд пролетариев и исключит возможность отчуждения пролетариата от партии.
С изменением в процессе перехода к коммунизму производительных сил и производственных отношений ликвидируются пережитки капитализма и отпадает необходимость как в диктатуре пролетариата, так и в партии. Назревает переход к другой форме управления обществом, в соответствии с новыми общественными отношениями.  Классовый критерий пролетариата теряет своё содержание и возникает бесклассовое общество.

                                 Отмирание государства
Классики признавали, что не могут определить, каким путем произойдет отмирание государства. Но мы можем если не определить то, по крайней мере, имея опыт строительства социализма, предупредить ошибки на этом пути.
Первое, что следует заметить то что национализация частной собственности на средства производства  — шаг к социализму, но еще не социализм. При этом меняется собственник но остается право собственности, а это буржуазное право. Социализм будет построен когда буржуазное право владения, распоряжения и использования будет  отменено.
Некоторые участники коммунистических форумов считают, что должно быть ликвидировано само понятие собственности, при этом забывают, что собственность, это не только права, но и обязанности. В СССР была декларирована общенародная собственность, а законы были таковы, что фактически она не отличалась от государственной.  Развития этих законов не происходило. Обязанности государства по отношению к собственности ни кем не контролировались.  Классики предполагали, что будет осуществлен переход к коммуне, в смысле общей коммуне как единой системе коммун, объединенной принципом самоуправления. При этом должны быть ликвидированы основы частной собственности – наемный труд и товарно-денежный обмен.  Нужда в особом государственном аппарате при этом отпадает. Но тем не менее система должна обеспечивать устойчивость развития, имея в своем составе обратные связи.

                  Как  понимать отмирание государства.  Государства отмирали в прошлом. отмерли феодальные государства.  После октябрьской революции принудительно уничтожено капиталистическое государство. При переходе к коммунизму отомрет социалистическое государство.  Но это не значит, что ничего не придет ему на замену.  Чтобы существовало общество, оно должно управляться.   Коммунизм – общество самоуправления, но самоуправление тоже требует определенного порядка.  Как будет определяться этот порядок. Должен быть узаконен какой-то способ. Должна существовать структура, реализующая этот способ. 
Существует целый ряд фантастических предположений, особенно в литературных произведениях.    Очевидно только одно, коммунистическое государство должно быть совсем другим, лишенным функций службы интересам правящего класса и подавления воли остальных классов.  И эта функция государства и другие традиционные функции отпадают за ненадобностью в соответствии с ликвидацией буржуазного права.  Однако остаются обязанности сохранения и преумножения собственности и обязанность регулирования процессов взаимодействия производственных и потребительских структур.    Как угодно можно это называть,  государством (впрочем оно, лишенное всех государственных функций только условно может так называться), или всеобщим регулятором или системой взаимосвязей.
 Отсюда следует, что оно во-первых, должно служить интересам развития общества и исполнять волю всех граждан без исключения по каким – либо  признакам .  Второе -  это отсутствие личностного характера у государственных органов, и соответственно отсутствие личных интересов.  Под эти требования лучше всего подходит роботизированная система. 
   А такая система полностью определяется программой.  Следовательно,  для понимания сущности коммунистического общества,  кроме   разработки коммунистических производственных отношений необходима разработка программы управления.
Кроме диспетчерской, еще одна остающаяся функция это юридическая служба. Необходим контроль за исполнением законов, да и работа по совершенствованию этих законов.
Собственно  отмирание государства при коммунизме это не его умирание, не ликвидация, не уничтожение, это потеря необходимости исполнения одних его функций и передача остальных его функций другим органам. А государство без функций уже не государство.  Название будущей  системе управления сейчас, наверное, пока придумывать и не надо.
Интересен вопрос о месте партии, при отмирании государства. Если государства нет, то нужна ли вообще партия?  С одной стороны требуется поддержание идеологического единства в определении путей дальнейшего развития. С другой стороны при общем самоуправлении и равенстве каждый сам выбирает свой путь в соответствии со своим воспитанием. Традиционная партийная система здесь вроде бы и не причем. Возможно партия превратится в доверенный идеологический совет, может быть станет прогнозирующим органом.

  Мало кто из нас тщательно анализировал свой трудовой контракт  с учетом всех ссылок на трудовой, административный, торговый и прочие кодексы.  А ведь из него следует, что вся продукция, произведенная работником в рамках контракта, является собственностью предприятия, следовательно, собственностью хозяина или хозяев.    Не только материальная собственность, но и интеллектуальная, включая авторское право на изобретения и прочие разработки.  И только на работы, выполненные вне контракта, то есть без хозяйского вознаграждения собственность предприятия не распространяется.  Именно поэтому всегда велась борьба хозяев с такой работой (со свободным трудом). Даже при советской власти это запрещалось и называлось незаконным использованием государственных средств производства.
Именно продукция свободного труда может быть полностью общественной продукцией и полностью  поступать в общественные фонды.
Свободный труд как нельзя подходит  для введения самоуправления. Действительно,  успешность самоуправления  требует равноправия и независимости, а свободный труд как раз это и обеспечивает. В результате органы самоуправления должны, чтобы не утерять рычаги управления, обеспечивать порядок и условия работ, с которыми согласны все исполнители, поскольку их работа добровольна.  Доброволен не только труд, доброволен учет и контроль, необходимая часть обратной стабилизирующей связи при самоуправлении.
Таким образом свободный труд является гибельным для капитализма, он исключает извлечение прибыли капиталистами  и финансовыми олигархами.  Освобождение труда, хотя бы в   небольшой части, должно быть одной из первых задач диктатуры пролетариата после взятия власти.   
   Что такое свободный труд?
Во-первых  это труд, выполняемый добровольно без расчета на вознаграждение.
Во- вторых это труд, связанный с производством каких либо интеллектуальных или материальных ценностей и благ направленный на удовлетворение потребностей общества или отдельных личностей.
В-третьих это труд происходящий без каких либо приказов или указаний.
Таким трудом может быть только труд, выполняемый для собственного удовольствия.
Введение такого труда приводит к стихийности производства и возникновению противоречий между производством и потребностями общества.  Чтобы обеспечить снятие противоречий, свободный труд должен вводиться локально и постепенно, применяя по мере его введения меры, стабилизирующие производство  и нивелирующие возникающие диспропорции.

Ясно, что этот труд не может быть полностью свободным, поскольку стоит  задача обеспечить исполнение принципа «от каждого по способностям». Задача решается путем совмещения учебы (повышение квалификации, освоение смежных и не смежных специальностей) и свободного труда. Каким образом оказывать поощрение обучающимся, еще предстоит подумать.  Добавленная стоимость продукта  свободного труда не выделяет прибавочную стоимость, а целиком поступает на общественные нужды.    Самым почетным трудом должен  считаться труд, который ликвидирует профессии ,  которые в наше время не являются привлекательными.
  Будем вводить свободный труд постепенно, чтобы было время сформировать организационную структуру. Один из вариантов может быть и таким:    объявляется на успешном  предприятии день свободного труда. Желающие приходят в субботу на работу без какого-либо вознаграждения. Таких будет немного. В течение 2-3 месяцев улягутся недоразумения и сформируется система взаимодействий и согласования направления трудовых усилий с общим ритмом производства .  Затем предлагается  перенести день свободного труда на пятницу, а субботу оставить выходным.  Зарплата не должна падать, а если все-таки такое будет необходимо, то должна быть соответственная компенсация. Обязательно должно быть организовано обучение смежным профессиям.
Параллельно возможно открытие благотворительных  предприятий свободного труда для лиц не занятых,  пенсионеров и инвалидов, а также для лиц, желающих попробовать свои силы в другой, новой для них отрасли,   
Свободным трудом может быть только труд на благо всего общества. Всякий другой уже не свободен. Субботники это и был первый росток процесса освобождения труда. К сожалению не произошло развития системности (расчета и мер по повышению экономической эффективности и включения в плановый производственный процесс), добровольности ( выбор специальности субботника), осознания результатов. Также не была использована трудовая самодеятельность, без массовой организованности она оставалась в качестве хобби. Конечно для управленцев организация свободного труда должна быть не вполне свободной, Труд управленца должен стать трудом обслуживания работников.  Работа управленца это не работа, а служба. В социалистическом обществе служба может иметь только два вида: добровольческая, или по призыву.
   Постепенно процент свободного труда должен возрастать, как равно должна расти степень обеспечения потребностей через общественные фонды.             
Фактор рыночного регулирования из-за сокращения ТДО ослабнет, и человек- руководитель   перестанет справляться с директивно плановым управлением. На этом этапе расширения свободного труда без  кибернетической системы типа ОГАС, или подобной   не обойтись. Эта система должна компенсировать стихийность,  вносимую свободным трудом.

                   Свободный труд необходимым и естественным образом связан с наполнением  общественных фондов. Чем больше свободного труда тем больше и шире общественные фонды. Чем нагляднее и прозрачнее эта связь, те выше стимуляция свободного труда.
На наших сайтах иногда возникают вопросы: «Кто будет распределять в общественных фондах?»    В том то и дело, что никто. Общественные фонда это фонды всеобщего доступа. 
Сейчас в России частично  сохранились только фонды образования, здравоохранения,  культуры,  пенсионный фонд.  В советское время был еще жилищный фонд.  Фонды были мощнее чем сейчас, хоть и находились под руководством государственных органов
В советское время обсуждались возможности расширения сферы общественных фондов на области транспорта, общественного питания и пр…
Могут быть образованы и другие фонды свободного удовлетворения потребностей населения, но развитие фондов мешает свободе капиталистической эксплуатации. Капиталистические власти используют фонды только для демпфирования социальных противоречий и  никогда на расширение фондов   не пойдут.  Развитие общественных фондов и свободного труда прерогатива социализма.
Среди экономических преобразований кроме развития свободного труда и общественных фондов процесс перехода к коммунизму включает в себя устранение эксплуатации и не только человека человеком, но и со стороны государства.

 Уменьшение и ликвидация эксплуатации
          Эксплуатация при социализме  изменяется с появлением двух факторов:  распределения через общественные фонды и свободного труда.
При распределении через общественные фонды часть прибавочной стоимости поступает к работникам и уменьшает степень эксплуатации.
Пусть распределяется  одна энная часть прибавочного продукта
       m/n
Тогда  степень эксплуатации  уменьшается соответственно
    (m-m/n)•N/v
где N – коэффициент торговой отпускной наценки
Свободный труд создает дополнительную стоимость, которая не делится на v  и  m, а вся поступает в бесплатное распределение через общественные фонды. Допустим  свободный труд составляет одну  k-атую всего труда.   Стоимость его продукта производства  будет составлять (c+ v + m)/k,
   
Добавленная стоимость  составляет ( v + m)/k, причем поскольку труд не оплачивается, то фактически v=0, но стоимость оценивается по общественно необходимому труду поэтому v входит в стоимость.
Поступающий в распределение продукт компенсирует часть прибавочной стоимости, в результате степень эксплуатации дополнительно уменьшается соответственно
     (m-( v + m)/к -m/n) N/v    при отсутствии эксплуатации её степень равна нулю.
Приравняем степень эксплуатации нулю, после проведения простых преобразований получаем
m = (n+k)⁄nk+ v/k
Видим, что при возрастании доли свободного труда до половины
  зависимость эксплуатации от передачи прибавочного продукта в общественные фонды значительно уменьшается, а при увеличении свободного труда более половины для обнуления эксплуатации без этой передачи можно и обойтись. Как впрочем и без зарплаты.    Таким образом, видим, что степень эксплуатации при социализме может стать нулевой, еще до полной  ликвидации прибавочной стоимости.       По-видимому, это и есть тот уровень, когда можно безболезненно ликвидировать ТДО.

  Управление и самоуправление
Что есть управление?  Это сбор информации, касающейся управляемого процесса, принятие решений направленных на оптимизацию процесса, и реализация этих решений.   Следовательно, функции управления и управляющих людей жестко определены и не терпят вариантов. Кроме того взаимодействие с другими управляемыми системами требует столь же жесткой дисциплины.          Здесь были заявления, что управление это еще и выбор направления развития процесса.   Ни в коем случае. Право целеуказания  принадлежит органу власти – диктатуре пролетариата. Управление это исполнение воли диктатуры пролетариата
 Можно сделать однозначный вывод: управление это не работа, это служба. И как всякая служба она должна подчиняться служебным законам.

Первое: человек попадает на службу добровольцем или по призыву.
Второе:  человек для занятия должности должен пройти все нижестоящие  ступени.
Третье: управление это специальность, причем узкая, нельзя например ставить пехотного командира  командиром корабля (  у нас что при советской власти, номенклатурный принцип, что теперь по преданности руководству, специализация не соблюдалась. Пример — Сердюков )  учиться должны причем конкретному направлению. 
Четвертое:  должны быть какие-то ранги или разряды квалификации как с экзаменами и аттестацией, так и с выслугой лет. 
И пятое: служба управленца не является вольной, пока он служит, демобилизация только по истечению срока, или увольнения по приказу за негодное управление.
Возникает вопрос как же таких специалистов совместить с самоуправлением, а самоуправление с системой ОГАС. Должны существовать управленцы двух типов. Такое совмещение возможно если  только управленец первого типа станет сам частью системы ОГАС, то есть будет передаточным звеном между результатами расчета, произведенного системой и практическими мерами с интерпретацией их для текущей обстановки на своем уровне, управленец второго типа должен будет являться как бы системным администратором,  связующим звеном обратной связи между предложениями и решениями трудового коллектива и программой системы.  Программа проконтролирует правильность принятых решений. Он же  проверяет и контролирует работу программы на своём участке. В этом случае внутренняя обратная связь будет обеспечена, а для внешней, контролирующей связи от общества требуется прозрачность и открытость работы всех звеньев управления .  Управляющее лицо должно знать в подробностях все нюансы управляемого объекта. Для этого необходимо периодическая смена вида деятельности с управленческой на исполнительскую и обратно. Таким образом профессиональный рост происходит по обоим специальностям и обеспечивается ротация.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Антонов Ю.
Антонов Ю.
Было на сайте никогда
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья